Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………………………………….…..3 2. Нормативно-правовая и методическая база…………………………………………….….3 3. Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию ООП ДО……………………………………………….4 4. Развивающая предметно-пространственная среда………………………………………..5 2 1. Пояснительная записка. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: реализацию различных образовательных программ; учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; возрастные особенности детей. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО представлена специально организованным пространством и оборудована по образовательным областям. Социально-коммуникативное развитие: развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Речевое развитие: развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение. Познавательное развитие предполагает: знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе. Художественно-эстетическое развитие: формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. Направление подразумевает формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру природы. Физическое развитие: приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности. Направление подразумевает развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики. Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в рамках многомерного пространства зависит от конкретных задач, поставленных в ходе реализации образовательной программы ДОО. В свете современных тенденций развития вариативных форм дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для обеспечения реализации образовательной деятельности. 2. Нормативно-правовая и методическая база. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие нормативные требования: • Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 года; Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года. 3 • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года. • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»». • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/1912 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психологопедагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»») • Основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад № 387. 3. Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию ООП ДО. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: 4 наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 4. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами: 1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др. 2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.; 3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки; 4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством. Условия создания РППС. 1. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений. 2. Подбор материалов и оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра. 5 3. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы. 4. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Оборудование поможет создать мотивационноразвивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (н-р: телескоп, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.). 4.1. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.). 4.2. Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий. 4.3. Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мультиразделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д. 4.4. Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. 5. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.); провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. При проектировании РППС необходимо учитывать следующие факторы: психологические факторы, определяющие соответствие параметров РППС возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка; психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника; слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек; тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка; физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка; антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам развивающей предметно-пространственной среды. 6 Развивающая предметно-пространственная среда помещений и групповых комнат Вид помещения Основное предназначение Оснащение Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ Музыкально - спортивный зал • • • • • • Медицинский кабинет • Осмотр детей, консультации медсестры, врачей; • Консультативно-просветительская работа с родителями (законными представителями) и сотрудниками МБДОУ • Информационно-просветительская работа с сотрудниками МБДОУ и родителями. Коридоры МБДОУ Участки Физкультурная площадка НОД; Утренняя гимнастика; Досуговые мероприятия; Праздники и развлечения; Театрализованные представления; Родительские собрания и различные мероприятия для родителей. • Прогулки, наблюдения; • Игровая деятельность; • Самостоятельная двигательная деятельность; • Трудовая деятельность. • Организованная образовательная деятельность по физической культуре, спортивные игры, досуговые мероприятия, праздники. • Музыкальный центр, телевизор, переносная мультимедийная установка, интерактивная доска. • Фортепиано. • Детские музыкальные инструменты. • Различные виды театра, ширмы, костюмы (взрослые и детские), шапочки. • Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия. • Мягкие модули. • Нетрадиционное физкультурное оборудование. • Процедурный кабинет. • Медицинский кабинет. • • • Стенды для родителей. Стенды для сотрудников. Паспорт дорожной безопасности. • Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп. • Игровое и спортивное функциональное оборудование. • Физкультурная площадка. • • Спортивное оборудование Оборудование для спортивных игр 7 Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях Познавательное развитие Физическое развитие Образовательные области Название центра Центр физического развития Основное предназначение Оснащение • Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности. • Расширение представлений здоровом образе жизни. о Центр здоровья Экологический центр • Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности Центр конструктивной деятельности • Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца • Оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков. • Для катания, бросания, ловли. • Для ползания и лазания. • Атрибуты к подвижным и спортивным играм. • Нетрадиционное физкультурное оборудование. • Иллюстративный материал, дидактические игры, альбомы о здоровом образе жизни, охране безопасности и жизнедеятельности. • Сведения об органах и системах человека (иллюстрации). • Сведения о лекарственных растениях (иллюстрации). • Книги, альбомы по валеологии, гигиене, дидактические игры. • Макеты. Тематические альбомы. • Материал для проведения элементарных опытов. • Инвентарь для трудовой деятельности. • Природный и бросовый материал. • Материал по астрономии (ст, подг). • Календарь наблюдений за состоянием погоды. • Литература природоведческого содержания (по изучаемой или изученной теме). • Игрушки, картинки: птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт). • Настольно – печатные, дидактические игры природоведческого содержания. • Альбомы для рассматривания по сезонам. • Напольный и настольный строительный материал. • Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями). • Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст. • Игрушки для обыгрывания. 8 Познавательное развитие Центр математического развития • Формирование элементарных математических представлений Центр экспериментирования • Развитие познавательных интересов, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие воображения и творческой активности. Центр патриотического воспитания. • Формирование первичных представлений о малой Родине (расширение краеведческих представлений детей). • Формирование патриотических чувств. • Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.). • Конструктор «ЛЕГО» (средний и малый). • Счетный материал; обучающие наборы игр. • Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски; схемы и планы; геометрические мозаики и головоломки. • Лабиринты, ребусы; дидактическое лото и домино; «волшебные часы» (части суток, дни недели, месяцы, времена года). • Наборы объемных геометрических фигур. • Трафареты и обводки; мозаики, пазлы из 48-120 деталей; ребусы, кроссворды. • Доска для работы мелом; книги математического содержания. • Приборы – помощники: лупа, песочные часы, компасы; прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки; природные материалы: камешки, глина, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей. • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки; • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, воронки и т.д.; прочие материалы: зеркала, зубочистки деревянные, прозрачные стекла и т.д.; игровое оборудование: игры на магнитной основе. • Герб, флаг России, портрет президента. • Герб, флаг Свердловской области. • Глобус и географическая карта Урала, мира. • Альбомы, открытки о родном городе, о планете Земля. 9 Центр речевого • Развитие всех компонентов устной развития и мелкой речи. моторики Речевое развитие Центр Книжкин дом • Сюжетные и предметные картинки, дидактические игры, «Где живет звук?», рабочие тетради. • Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. • Игры по развитию мелкой моторики: игры-застежки; шнуровки; мозаики. • Дидактические и настольно-печатные игры. • Познавательный материал. • Формирование умения • Детская художественная литература в соответствии с самостоятельно работать с книгой, возрастом детей. «добывать» нужную информацию. • Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой. • Материалы о художниках – иллюстраторах. • Портрет поэтов, писателей (старший возраст). • Тематические выставки. • Книги познавательного характера, тематические альбомы, набор чистоговорок, скороговорок, потешек по данной теме. • 2-3 сказки или сказочных произведения; книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры; книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края. • Произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. • Книги, которые дети приносят из дома. • «Толстые» книги, которые воспитатель читает детям в группе в течение длительного периода времени; справочная и познавательная литература; энциклопедии. 10 Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Центр сюжетноролевых игр • Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта Центр Безопасность • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Центр искусств • Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играхдраматизациях Центр Творческая мастерская • Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. Раздевалка. Центр «Для Вас родители» • Информация для родителей: темы консультаций, бесед, мероприятия детского сада. • Наборы игрушек и предметов помогающие отобразить доступные операции труда, игровые атрибуты. • Атрибутика для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Маленький доктор», «Салон - красоты», «Магазин», «Школа», «Зоопарк». • Наборы животных разного размера; машины большие и средние, куклы разного размера. • Для мальчиков: «Станция технического обслуживания», «Бензоколонка», крупный и средний строительный материал, конструкторы. • Для девочек: куклы размера Барби и среднего размера с наборами посуды, одежды, мебели к ним. • Иллюстративный материал по ПДД, пожарной безопасности. • Дидактические игры; машинки (специальная техника). • Детская литература; сюжетно – ролевая игра «Наша улица». • Дорожные знаки. • Музыкальные инструменты: барабан; бубен; металлофон; погремушки; маракасы, музыкальнодидактические игры на развитие слухового восприятия, набор записей музыки. • Разные виды театров; маски; ширма, элементы костюмов. • Бумага разного формата, разной формы, разного тона. • Цветные карандаши, краски, кисти, тряпочки, пластилин (стеки, доски для лепки). • Цветная бумага, картон, ножницы, клей, клеенка, тряпочка, салфетки для аппликации. • Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) • Альбомы – раскраски. • Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки. • Предметы народно – прикладного искусства. • Стенд с информационным материалом. • Выставка творческих работ детей. 11