ФОП ДО новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Уважаемые родители и гости нашего сайта,
информируем вас о
том, что с 01 сентября 2023 года все детские сады переходят на работу по новой
Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
В соответствие
с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, в соответствии
с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"»
Федеральная
программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе
традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных
внушительным объемом культурных ценностей.
Федеральная образовательная
программа (далее – ФОП) позволяет реализовать несколько основополагающих
функций дошкольного уровня образования (п.2):
— обучение и воспитание
ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
— создание единого ядра
содержания дошкольного образования (далее — ДО), ориентированного на приобщение
детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
— создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
ФГОС ДО и ФОП ДО являются
основой для самостоятельной разработки и утверждения дошкольной
образовательной организацией образовательных программ дошкольного образования
(далее — Программа), обязательная часть которых должна соответствовать ФОП и
оформляется в виде ссылки на нее.
ФОП определяет
объем обязательной части этих Программ в соответствии с ФГОС ДО — не менее 60%
от общего объема программы.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, — не более 40% и может быть
ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том
числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
и ДОО в целом.
Содержание и
планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП (п.4).
ФОП ДО включает
в себя учебно-методическую документацию, в состав
которой входят федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и
распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной
работы и иные компоненты (п.5).
ФОП ДО включает три раздела
— целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы ее формирования;
планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения ФОП; подходы к педагогической
диагностике достижения планируемых результатов (п.7).
Содержательный
раздел включает задачи и
содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В
нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации ФОП, предусматривает приобщение детей к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе (п.8).
Организационный
раздел включает описание
психолого-педагогических и кадровых условий реализации ФОП; организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) в ДОО;
материально-техническое обеспечение Программы, представлены примерный режим и
распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план
воспитательной работы (п.9).
Вся программа ориентирована на «разностороннее
развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций» — так
обозначено в пояснительной записке.