СОДЕРЖАНИЕ
I.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цели и задачи общеразвивающей программы.
5
II.
2.1.
2.2.
2.3.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Учебный (тематический) план
(МОДУЛЬ 1 – для детей 5 – 6 лет)
Учебный (тематический) план
(МОДУЛЬ 1 – для детей 6 – 7 лет)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6
7
9
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1.
Календарный учебный график
11
3.2.
Учебный план Условия реализации программы.
11
3.3.
Форма аттестации/контроля и оценочные материалы
12
ЛИТЕРАТУРА
14
4
2
I.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
кружок «Логопедическая помощь дошкольникам» социально-гуманитарной
направленности, разработана для детей 5-7 лет.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями (ст. 28. п. 1);
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от
28.01.2021 № 2;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам);
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области»;
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
3
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д;
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р);
Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы
самостоятельно
разрабатываются
и
утверждаются
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, а именно Уставом МБДОУ
детский сад № 387.
- Устав МБДОУ детский сад № 387.
Основная направленность Программы - заключается в том, что
использование логопедических приемов с детьми дошкольного возраста в системе
дополнительного образования позволит сделать процесс профилактики и
коррекции нарушений речи более рациональным, повысит интерес детей к другим
занятиям, во время которых ребенок будет чувствовать себя эмоционально
комфортно, что эффективно скажется на результатах творческой деятельности.
Актуальность общеразвивающей программы обусловлена тем, что работа с
детьми старшего дошкольного возраста позволяет выстроить систему
профилактических мер предупреждения речевых нарушений: своевременную
диагностику нарушений речи и коррекционно-развивающую работу. Результатом
коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
является компенсация и предупреждение затруднений детей при обучении в
школе. А также потребностью родителей, в связи с тем, что нынешние
дошкольники стали очень плохо говорить в свете, того, что снизился уровень
общения, дети часто сидят в гаджетах.
Отличительные особенности. Умственные процессы и произвольная
деятельность активно формируются в свойственном дошкольникам виде
деятельности – игре. Игра позволяет дошкольнику быть активным,
самостоятельным, способным решать постоянно усложняющие задачи и свободно
взаимодействовать со сверстниками и окружающими его взрослыми. К тому же
данная программа предусматривает одновременное воздействие информации на
сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей
через игровые ситуации, что будет способствовать коррекционной
направленности занятий. Опыт показал, что такое воздействие помогает
пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. Результативность
повышается рациональным сочетанием словесных форм воздействия с
наглядностью и игрой.
Адресат общеразвивающей программы являются воспитанники в возрасте 5 7 лет.
Режим занятий. Периодичность проведения занятий 2 раза в неделю, в месяц
- 8. Продолжительность одного занятия - не более 1-го академического часа, 2
академических часа в неделю.
4
Объём общеразвивающей программы: общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы 84 часов, 42 учебных недель.
группа
с 5 до 6 лет
с 6 до 7 лет
количество
условных учебных
часов в неделю
длительность
условного учебного
часа (в минутах)
общее количество
занятий в год
2
2
20
25
84
84
Сроки освоения программы: программа рассчитана на 2 учебных года.
Содержание программы включает в себя два модуля:
Модуль 1 –для детей 5-6 лет;
Модуль 2 –для детей 6-7 лет.
Особенности организации образовательного процесса дошкольников
являются занятия, на которых детям последовательно и в системе, даются
соответствующие возрасту ребенка представления об окружающем мире, звуках
родного языка, начальные навыки грамматического структурирования и связной
речи.
Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий – аудиторные.
Формы занятий – индивидуально – подгрупповые.
1.2.
Цели и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: обеспечение комплекса условий, направленных на
своевременную диагностику и коррекцию речевых нарушений у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Своевременное выявление речевых нарушений.
2. Формировать полноценные произносительные навыки и артикуляционные
навыки звукопроизношения.
3. Совершенствовать фонематический слух и восприятие.
4. Формировать фонематические представления, простых и сложных форм
звукового анализа и фонематического синтеза.
5. Развивать внимание к морфологическому составу слов и изменению слов и
их сочетаний в предложении.
6. Обогащать словарь, привлечением внимания к способам словообразования.
7. Воспитывать
умения
правильно
составлять
распространённое
предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной
спонтанной речи.
8. Формировать связную речь.
9. Развивать высшие психические функции.
5
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
2.1. Учебный (тематический) план
(МОДУЛЬ 1 – для детей 5 – 6 лет)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
общее теория практика
Вводное занятие. Инструктаж по технике
2
1
1
безопасности.
Диагностика
4
0
4
Времена года.
11
2
9
Мир растений.
11
2
9
Мир животных и птиц.
12
2
10
Мир человека.
44
3
41
ИТОГО:
84
10
74
Содержание учебного (тематического) плана
(для детей 5 – 6 лет)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория - знакомство с правилами поведения на занятии, инструктаж по работе
с пособиями.
Практика - тренинговые задания.
Тема 2. Диагностика
Теория. Практика - диагностические игры.
Тема 3. Времена года
Теория - знакомство с признаками времен года.
Практика – рассматривание и сравнение картин с описанием отличий
простыми распространёнными предложениями, образование однокоренных слов.
Тема 4. Мир растений
Теория - знакомство с названиями растений, обобщающими понятиями.
Практика – образование множественного числа имен существительных,
уменьшительно-ласкательной формы имен существительных, составление
предложений и распространение их именами прилагательными, составление
описательного рассказа по опорной схеме.
Тема 5. Мир животных и птиц
Теория – беседа по теме, закрепление названий, обобщающих понятий.
Практика – отгадывание загадок, игры на образование имен существительных
с суффиксами -онок-, -ёнок-, притяжательных прилагательных, составление и
анализ предложений по картинке.
Тема 6. Мир человека
Теория – расширение словаря, беседа.
Практика – игры на образование относительных прилагательных,
использование имен существительных в Творительном падеже, употребление
простых предлогов, составление рассказов по сериям картинок.
6
Планируемые результаты реализации модуля (для детей 5 – 6 лет)
Предметные результаты
уметь правильно произносить гласные и согласные звуки;
уметь выделять заданный гласный или согласный звук из ряда гласных
звуков;
уметь определять начальный ударный гласный звук, первый и последний
согласный звук в слове;
уметь печатать заглавные буквы знакомых звуков, находить их в словах;
уметь составлять и читать слияния из знакомых букв;
уметь самостоятельно передавать основные виды интонаций;
называть знакомые обобщающие понятия;
уметь понимать и образовывать формы слова с помощью суффиксов -к-, ик-, -чик- (уменьшительно-ласкательную), _-онок-, -ёнок- (названия детенышей)
от имен существительных;
уметь использовать в речи знакомые глаголы;
уметь использовать в спонтанной речи предложно-падежные конструкции с
простыми предлогами на, с, в, из, под, за, перед;
продуцировать в спонтанной речи простые и сложносочиненные
синтаксические конструкции;
уметь вступать в диалог;
уметь пересказывать короткий текст.
Метапредметные результаты:
иметь
представления
о
предметах
и
явлениях
окружающей
действительности;
уметь действовать совместно с педагогом и сверстниками;
уметь работать по предложенному педагогом картинному и
схематическому плану;
уметь использовать предлагаемы раздаточные материалы на рабочем
месте.
Личностные результаты:
проявлять инициативу к взаимодействию с педагогом и сверстниками;
бережно относиться к окружающим предметам и явлениям;
проявлять самостоятельность, доброжелательность.
2.2. Учебный (тематический) план
(МОДУЛЬ 2 – для детей 6 – 7 лет)
№
1.
2.
3.
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
общее теория практика
Вводное занятие. Инструктаж по технике
2
1
1
безопасности.
Диагностика
4
0
4
Времена года.
11
1
10
7
4.
5.
6.
7.
Мир растений.
Мир животных и птиц.
Мир человека.
ИТОГО:
11
12
44
84
1
2
2
7
10
10
42
77
Содержание учебного (тематического) плана
(для детей 6 – 7 лет)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория - знакомство с правилами поведения на занятии, инструктаж по работе с
пособиями.
Практика - тренинговые задания.
Тема 2. Диагностика
Теория. Практика - диагностические игры.
Тема 3. Времена года
Теория – введение новой лексики.
Практика – рассматривание и сравнение картин, составление предложений с
противительным союзом а, составление пересказов коротких текстов.
Тема 4. Мир растений
Теория – расширение глагольного словаря.
Практика – слоговой анализ слов по теме, согласование имен существительных
с именами числительными в роде и падеже, составление предложений и подбор
готовых схем к ним, составление описательного рассказа по предложенному
плану.
Тема 5. Мир животных и птиц
Теория – беседа по теме, введение новой лексики.
Практика – отгадывание загадок, игры на образование однокоренных слов,
притяжательных прилагательных, составление рассказа по картине, звуковой
анализ слов из знакомых букв.
Тема 6. Мир человека
Теория – слушание текстов, беседа.
Практика – диалогическая речь, составление вопросительных предложений,
звуковой и слоговой анализ слов, употребление имен существительных и
прилагательных в косвенных, употребление простых и сложных предлогов,
составление рассказов по сериям картинок.
Планируемые результаты реализации модуля (для детей 6 – 7 лет)
Предметные результаты
уметь выделять заданный гласный или согласный звук из слова;
уметь определять позицию, последовательность и количество звуков в
слове, составлять слово из 4-5 звуков;
уметь печатать буквы знакомых звуков, находить их в словах;
уметь составлять и читать слова из знакомых букв;
называть обобщающие понятия;
8
уметь использовать в речи разные способы словоизменения и
словообразования;
уметь использовать в спонтанной речи предложно-падежные конструкции с
простыми и сложными предлогами;
продуцировать в спонтанной речи простые распространенные и сложные
синтаксические конструкции.
Метапредметные результаты:
иметь
представления
о
предметах
и
явлениях
окружающей
действительности;
уметь соотносить свои действия с действиями сверстников;
уметь работать по предложенному педагогом плану;
уметь использовать предлагаемы раздаточные материалы на рабочем
месте.
Личностные результаты:
свободно взаимодействовать с педагогом и сверстниками;
бережно относиться к окружающим предметам и явлениям;
проявлять самостоятельность, инициативность, доброжелательность.
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы распределены по уровням в
соответствии с этапным порядком прохождения модулей программы.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Стартовый
уметь
правильно иметь представления о
(в конце I произносить гласные и предметах и явлениях
модуля)
согласные звуки;
окружающей
уметь выделять заданный действительности;
гласный или согласный звук уметь
действовать
из ряда гласных звуков;
совместно с педагогом и
уметь
определять сверстниками;
начальный
ударный уметь работать по
гласный звук, первый и предложенному
последний согласный звук в педагогом картинному и
слове;
схематическому плану;
уметь печатать заглавные уметь
использовать
буквы знакомых звуков, предлагаемый
находить их в словах;
раздаточные материалы
уметь
составлять
и на рабочем месте.
читать слияния из знакомых
букв;
уметь
самостоятельно
передавать основные виды
интонаций;
называть
знакомые
обобщающие понятия;
уметь
понимать
и
образовывать формы слова
Уровень
Личностные
проявлять
инициативу
к
взаимодействованию
с
педагогом
и
сверстниками;
бережно
относиться
к
окружающим
предметам
и
явлениям;
проявлять
самостоятельность,
доброжелательность.
9
с помощью суффиксов -к-, ик-, -чик- (уменьшительноласкательную), _-онок-, ёнок- (названия детенышей)
от имен существительных;
уметь использовать в
речи знакомые глаголы;
уметь использовать в
спонтанной
речи
предложно-падежные
конструкции с простыми
предлогами на, с, в, из, под,
за, перед;
продуцировать
в
спонтанной речи простые и
сложносочиненные
синтаксические
конструкции;
уметь вступать в диалог;
уметь
пересказывать
короткий текст.
Базовый
уметь выделять
(в конце II заданный гласный или
модуля)
согласный звук из слова;
уметь определять
позицию,
последовательность и
количество звуков в слове,
составлять слово из 4-5
звуков;
уметь печатать буквы
знакомых звуков, находить
их в словах;
уметь составлять и
читать слова из знакомых
букв;
называть обобщающие
понятия;
уметь использовать в
речи разные способы
словоизменения и
словообразования;
уметь использовать в
спонтанной речи
предложно-падежные
конструкции с простыми и
сложными предлогами;
продуцировать в
спонтанной речи простые
распространенные и
сложные синтаксические
конструкции.
иметь представления
о предметах и явлениях
окружающей
действительности;
уметь
соотносить
свои
действия
с
действиями сверстников;
уметь работать по
предложенному
педагогом плану;
уметь
использовать
предлагаемы раздаточные
материалы на рабочем
месте.
свободно
взаимодействовать с
педагогом
и
сверстниками;
бережно
относиться
к
окружающим
предметам
и
явлениям;
проявлять
самостоятельность,
инициативность,
доброжелательность.
10
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1.
№
п
Содержание
/
п
Начало
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Окончание реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Продолжительность учебного
года.
Количество условных учебных
часов в неделю.
Количество условных учебных
часов в месяц.
Длительность условного учебного
часа (в минутах).
Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период
обучения,
необходимых
для
освоения программ.
IV.
V.
1
2
3
4
5
6
7
Календарный учебный график
Возрастные группы
с 5 до 6 лет
с 6 до 7 лет
сентябрь 2022г.
июнь 2023г.
42 недели
2
8
не более
25 мин
не более
30 мин
84
3.2. Условия реализации программы.
3.2.1. Материально-технические и условия
Предмет «Логопедия»
Дидактические материалы и конспекты ко всем занятиям.
Оборудование:
• Зеркало.
• Магнитно-маркерная доска.
• Методические материалы.
• Предметные и сюжетные картинки (демонстрационные, раздаточные).
• Предметы разного размера, формы, фактуры.
• Счетные палочки.
• Простые и цветные карандаши.
• Бумага без разлиновки и с разлиновкой «клетка».
3.2.2. Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования должен иметь образование по данному
направлению, не моложе 18 лет.
3.2.3. Методические материалы.
Образовательные технологии и методы обучения
11
Виды педагогических технологий, применяемых логопедом в практике
дополнительного образования:
игровые технологии,
индивидуализация обучения,
здоровьесберегающие технологии.
Типы занятий и методы организации образовательного процесса.
Типы занятий:
подача нового материала,
закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и
самостоятельная работа ребенка под руководством педагога,
применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность
ребенка, использующего на практике приобретенные знания,
комбинированные - изложение материала, закрепление полученных
знаний.
Методы организации образовательного процесса:
Успех коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
зависит от выбора методов организации занятия. Для обеспечения оптимальных
условий успешного освоения данной программы используются:
словесные методы обучения - объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог;
метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные,
подвижные, компьютерные, ролевая игра;
наглядный метод - картины, рисунки, плакаты, таблицы, схемы;
демонстрационные материалы;
репродуктивный метод (от франц. - воспроизведение) — способ
организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению
сообщенных им знаний и показанных способов действий, формирует у
обучающихся основные мыслительные операции, умения и навыки;
метод практической работы.
3.3.
Фомы аттестации/контроля и оценочные материалы.
№
Модуль
Количество часов
1.
5 – 6 лет
84
2.
6 – 7 лет
84
Формы аттестации/контроля
Диагностика.
Индивидуально – подгрупповые
занятия.
Диагностика.
Индивидуально
–
подгрупповые
занятия.
Диагностика результатов реализации программы
На протяжении всего периода обучения в целях мониторинга
сформированности речевых и языковых умений у детей 5-7 лет, для организации
деятельности с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал
12
каждого ребенка, проводится логопедическая диагностика развития речи
воспитанников. Диагностика ведется по следующим показателям:
уровень сформированности фонетико-фонематических процессов;
объем пассивного и активного словаря;
уровень сформированности грамматической стороны речи;
уровень сформированности связной диалогической и монологической речи;
познавательная активность.
Виды педагогического контроля и сроки проведения:
Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования
подгруппы (в сентябре). Данный контроль нацелен на изучение: интересов
ребенка, его знаний и умений.
Текущий контроль: проводится в течение учебного года, по окончании
изучения темы.
Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабреянваре) и II полугодия (май - июнь) учебного года. Данный контроль нацелен на
изучение
динамики
освоения
предметного
содержания
учащимися,
метапредметных результатов, личностного развития.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной
общеразвивающей программе, как правило. Данный контроль нацелен на
проверку освоения программы, учет изменений качеств личности каждого
обучающегося.
Способы и формы выявления результатов: собеседование, наблюдение,
самостоятельная работа, итоговые занятия.
Способы и формы фиксации результатов: перечень вопросов к
собеседованию, речевые таблицы.
13
IV. ЛИТЕРАТУРА
1.
Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические
указания и картинный материал.- Гном, 2018г.
2.
Мазанова Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические
указания и картинный материал.- Гном, 2018г.
3.
Нищева Н. В Тетради для старшей логопедической группы детского
сада № 1 и № 2.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020г.
4.
Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников.СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.
5.
Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2020г.
6.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
подготовительной к школе группе для детей с ОНР.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2017г.
7.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
старшей группе для детей с ОНР.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018г.
8.
Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
Парциальная программа.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018г.
9.
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.- Академический проект,
2017г.
14