СОДЕРЖАНИЕ I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы. 5 II. 2.1. 2.2. 2.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Учебный (тематический) план (МОДУЛЬ 1 – для детей 5 – 6 лет) Учебный (тематический) план (МОДУЛЬ 1 – для детей 6 – 7 лет) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 7 9 III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. Календарный учебный график 11 3.2. Учебный план Условия реализации программы. 11 3.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы 12 ЛИТЕРАТУРА 14 4 2 I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружок «Логопедическая помощь дошкольникам» социально-гуманитарной направленности, разработана для детей 5-7 лет. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (ст. 28. п. 1); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам); Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; 3 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д; Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р); Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а именно Уставом МБДОУ детский сад № 387. - Устав МБДОУ детский сад № 387. Основная направленность Программы - заключается в том, что использование логопедических приемов с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования позволит сделать процесс профилактики и коррекции нарушений речи более рациональным, повысит интерес детей к другим занятиям, во время которых ребенок будет чувствовать себя эмоционально комфортно, что эффективно скажется на результатах творческой деятельности. Актуальность общеразвивающей программы обусловлена тем, что работа с детьми старшего дошкольного возраста позволяет выстроить систему профилактических мер предупреждения речевых нарушений: своевременную диагностику нарушений речи и коррекционно-развивающую работу. Результатом коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста является компенсация и предупреждение затруднений детей при обучении в школе. А также потребностью родителей, в связи с тем, что нынешние дошкольники стали очень плохо говорить в свете, того, что снизился уровень общения, дети часто сидят в гаджетах. Отличительные особенности. Умственные процессы и произвольная деятельность активно формируются в свойственном дошкольникам виде деятельности – игре. Игра позволяет дошкольнику быть активным, самостоятельным, способным решать постоянно усложняющие задачи и свободно взаимодействовать со сверстниками и окружающими его взрослыми. К тому же данная программа предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей через игровые ситуации, что будет способствовать коррекционной направленности занятий. Опыт показал, что такое воздействие помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. Результативность повышается рациональным сочетанием словесных форм воздействия с наглядностью и игрой. Адресат общеразвивающей программы являются воспитанники в возрасте 5 7 лет. Режим занятий. Периодичность проведения занятий 2 раза в неделю, в месяц - 8. Продолжительность одного занятия - не более 1-го академического часа, 2 академических часа в неделю. 4 Объём общеразвивающей программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы 84 часов, 42 учебных недель. группа с 5 до 6 лет с 6 до 7 лет количество условных учебных часов в неделю длительность условного учебного часа (в минутах) общее количество занятий в год 2 2 20 25 84 84 Сроки освоения программы: программа рассчитана на 2 учебных года. Содержание программы включает в себя два модуля: Модуль 1 –для детей 5-6 лет; Модуль 2 –для детей 6-7 лет. Особенности организации образовательного процесса дошкольников являются занятия, на которых детям последовательно и в системе, даются соответствующие возрасту ребенка представления об окружающем мире, звуках родного языка, начальные навыки грамматического структурирования и связной речи. Форма обучения – очная. Формы проведения занятий – аудиторные. Формы занятий – индивидуально – подгрупповые. 1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы. Цель программы: обеспечение комплекса условий, направленных на своевременную диагностику и коррекцию речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: 1. Своевременное выявление речевых нарушений. 2. Формировать полноценные произносительные навыки и артикуляционные навыки звукопроизношения. 3. Совершенствовать фонематический слух и восприятие. 4. Формировать фонематические представления, простых и сложных форм звукового анализа и фонематического синтеза. 5. Развивать внимание к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении. 6. Обогащать словарь, привлечением внимания к способам словообразования. 7. Воспитывать умения правильно составлять распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной спонтанной речи. 8. Формировать связную речь. 9. Развивать высшие психические функции. 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. 2.1. Учебный (тематический) план (МОДУЛЬ 1 – для детей 5 – 6 лет) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование раздела, темы Кол-во часов общее теория практика Вводное занятие. Инструктаж по технике 2 1 1 безопасности. Диагностика 4 0 4 Времена года. 11 2 9 Мир растений. 11 2 9 Мир животных и птиц. 12 2 10 Мир человека. 44 3 41 ИТОГО: 84 10 74 Содержание учебного (тематического) плана (для детей 5 – 6 лет) Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория - знакомство с правилами поведения на занятии, инструктаж по работе с пособиями. Практика - тренинговые задания. Тема 2. Диагностика Теория. Практика - диагностические игры. Тема 3. Времена года Теория - знакомство с признаками времен года. Практика – рассматривание и сравнение картин с описанием отличий простыми распространёнными предложениями, образование однокоренных слов. Тема 4. Мир растений Теория - знакомство с названиями растений, обобщающими понятиями. Практика – образование множественного числа имен существительных, уменьшительно-ласкательной формы имен существительных, составление предложений и распространение их именами прилагательными, составление описательного рассказа по опорной схеме. Тема 5. Мир животных и птиц Теория – беседа по теме, закрепление названий, обобщающих понятий. Практика – отгадывание загадок, игры на образование имен существительных с суффиксами -онок-, -ёнок-, притяжательных прилагательных, составление и анализ предложений по картинке. Тема 6. Мир человека Теория – расширение словаря, беседа. Практика – игры на образование относительных прилагательных, использование имен существительных в Творительном падеже, употребление простых предлогов, составление рассказов по сериям картинок. 6 Планируемые результаты реализации модуля (для детей 5 – 6 лет) Предметные результаты уметь правильно произносить гласные и согласные звуки; уметь выделять заданный гласный или согласный звук из ряда гласных звуков; уметь определять начальный ударный гласный звук, первый и последний согласный звук в слове; уметь печатать заглавные буквы знакомых звуков, находить их в словах; уметь составлять и читать слияния из знакомых букв; уметь самостоятельно передавать основные виды интонаций; называть знакомые обобщающие понятия; уметь понимать и образовывать формы слова с помощью суффиксов -к-, ик-, -чик- (уменьшительно-ласкательную), _-онок-, -ёнок- (названия детенышей) от имен существительных; уметь использовать в речи знакомые глаголы; уметь использовать в спонтанной речи предложно-падежные конструкции с простыми предлогами на, с, в, из, под, за, перед; продуцировать в спонтанной речи простые и сложносочиненные синтаксические конструкции; уметь вступать в диалог; уметь пересказывать короткий текст. Метапредметные результаты: иметь представления о предметах и явлениях окружающей действительности; уметь действовать совместно с педагогом и сверстниками; уметь работать по предложенному педагогом картинному и схематическому плану; уметь использовать предлагаемы раздаточные материалы на рабочем месте. Личностные результаты: проявлять инициативу к взаимодействию с педагогом и сверстниками; бережно относиться к окружающим предметам и явлениям; проявлять самостоятельность, доброжелательность. 2.2. Учебный (тематический) план (МОДУЛЬ 2 – для детей 6 – 7 лет) № 1. 2. 3. Наименование раздела, темы Кол-во часов общее теория практика Вводное занятие. Инструктаж по технике 2 1 1 безопасности. Диагностика 4 0 4 Времена года. 11 1 10 7 4. 5. 6. 7. Мир растений. Мир животных и птиц. Мир человека. ИТОГО: 11 12 44 84 1 2 2 7 10 10 42 77 Содержание учебного (тематического) плана (для детей 6 – 7 лет) Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория - знакомство с правилами поведения на занятии, инструктаж по работе с пособиями. Практика - тренинговые задания. Тема 2. Диагностика Теория. Практика - диагностические игры. Тема 3. Времена года Теория – введение новой лексики. Практика – рассматривание и сравнение картин, составление предложений с противительным союзом а, составление пересказов коротких текстов. Тема 4. Мир растений Теория – расширение глагольного словаря. Практика – слоговой анализ слов по теме, согласование имен существительных с именами числительными в роде и падеже, составление предложений и подбор готовых схем к ним, составление описательного рассказа по предложенному плану. Тема 5. Мир животных и птиц Теория – беседа по теме, введение новой лексики. Практика – отгадывание загадок, игры на образование однокоренных слов, притяжательных прилагательных, составление рассказа по картине, звуковой анализ слов из знакомых букв. Тема 6. Мир человека Теория – слушание текстов, беседа. Практика – диалогическая речь, составление вопросительных предложений, звуковой и слоговой анализ слов, употребление имен существительных и прилагательных в косвенных, употребление простых и сложных предлогов, составление рассказов по сериям картинок. Планируемые результаты реализации модуля (для детей 6 – 7 лет) Предметные результаты уметь выделять заданный гласный или согласный звук из слова; уметь определять позицию, последовательность и количество звуков в слове, составлять слово из 4-5 звуков; уметь печатать буквы знакомых звуков, находить их в словах; уметь составлять и читать слова из знакомых букв; называть обобщающие понятия; 8 уметь использовать в речи разные способы словоизменения и словообразования; уметь использовать в спонтанной речи предложно-падежные конструкции с простыми и сложными предлогами; продуцировать в спонтанной речи простые распространенные и сложные синтаксические конструкции. Метапредметные результаты: иметь представления о предметах и явлениях окружающей действительности; уметь соотносить свои действия с действиями сверстников; уметь работать по предложенному педагогом плану; уметь использовать предлагаемы раздаточные материалы на рабочем месте. Личностные результаты: свободно взаимодействовать с педагогом и сверстниками; бережно относиться к окружающим предметам и явлениям; проявлять самостоятельность, инициативность, доброжелательность. 2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения программы распределены по уровням в соответствии с этапным порядком прохождения модулей программы. Планируемые результаты Предметные Метапредметные Стартовый уметь правильно иметь представления о (в конце I произносить гласные и предметах и явлениях модуля) согласные звуки; окружающей уметь выделять заданный действительности; гласный или согласный звук уметь действовать из ряда гласных звуков; совместно с педагогом и уметь определять сверстниками; начальный ударный уметь работать по гласный звук, первый и предложенному последний согласный звук в педагогом картинному и слове; схематическому плану; уметь печатать заглавные уметь использовать буквы знакомых звуков, предлагаемый находить их в словах; раздаточные материалы уметь составлять и на рабочем месте. читать слияния из знакомых букв; уметь самостоятельно передавать основные виды интонаций; называть знакомые обобщающие понятия; уметь понимать и образовывать формы слова Уровень Личностные проявлять инициативу к взаимодействованию с педагогом и сверстниками; бережно относиться к окружающим предметам и явлениям; проявлять самостоятельность, доброжелательность. 9 с помощью суффиксов -к-, ик-, -чик- (уменьшительноласкательную), _-онок-, ёнок- (названия детенышей) от имен существительных; уметь использовать в речи знакомые глаголы; уметь использовать в спонтанной речи предложно-падежные конструкции с простыми предлогами на, с, в, из, под, за, перед; продуцировать в спонтанной речи простые и сложносочиненные синтаксические конструкции; уметь вступать в диалог; уметь пересказывать короткий текст. Базовый уметь выделять (в конце II заданный гласный или модуля) согласный звук из слова; уметь определять позицию, последовательность и количество звуков в слове, составлять слово из 4-5 звуков; уметь печатать буквы знакомых звуков, находить их в словах; уметь составлять и читать слова из знакомых букв; называть обобщающие понятия; уметь использовать в речи разные способы словоизменения и словообразования; уметь использовать в спонтанной речи предложно-падежные конструкции с простыми и сложными предлогами; продуцировать в спонтанной речи простые распространенные и сложные синтаксические конструкции. иметь представления о предметах и явлениях окружающей действительности; уметь соотносить свои действия с действиями сверстников; уметь работать по предложенному педагогом плану; уметь использовать предлагаемы раздаточные материалы на рабочем месте. свободно взаимодействовать с педагогом и сверстниками; бережно относиться к окружающим предметам и явлениям; проявлять самостоятельность, инициативность, доброжелательность. 10 III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. № п Содержание / п Начало реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Окончание реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Продолжительность учебного года. Количество условных учебных часов в неделю. Количество условных учебных часов в месяц. Длительность условного учебного часа (в минутах). Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программ. IV. V. 1 2 3 4 5 6 7 Календарный учебный график Возрастные группы с 5 до 6 лет с 6 до 7 лет сентябрь 2022г. июнь 2023г. 42 недели 2 8 не более 25 мин не более 30 мин 84 3.2. Условия реализации программы. 3.2.1. Материально-технические и условия Предмет «Логопедия» Дидактические материалы и конспекты ко всем занятиям. Оборудование: • Зеркало. • Магнитно-маркерная доска. • Методические материалы. • Предметные и сюжетные картинки (демонстрационные, раздаточные). • Предметы разного размера, формы, фактуры. • Счетные палочки. • Простые и цветные карандаши. • Бумага без разлиновки и с разлиновкой «клетка». 3.2.2. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования должен иметь образование по данному направлению, не моложе 18 лет. 3.2.3. Методические материалы. Образовательные технологии и методы обучения 11 Виды педагогических технологий, применяемых логопедом в практике дополнительного образования: игровые технологии, индивидуализация обучения, здоровьесберегающие технологии. Типы занятий и методы организации образовательного процесса. Типы занятий: подача нового материала, закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога, применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания, комбинированные - изложение материала, закрепление полученных знаний. Методы организации образовательного процесса: Успех коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста зависит от выбора методов организации занятия. Для обеспечения оптимальных условий успешного освоения данной программы используются: словесные методы обучения - объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог; метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, компьютерные, ролевая игра; наглядный метод - картины, рисунки, плакаты, таблицы, схемы; демонстрационные материалы; репродуктивный метод (от франц. - воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий, формирует у обучающихся основные мыслительные операции, умения и навыки; метод практической работы. 3.3. Фомы аттестации/контроля и оценочные материалы. № Модуль Количество часов 1. 5 – 6 лет 84 2. 6 – 7 лет 84 Формы аттестации/контроля Диагностика. Индивидуально – подгрупповые занятия. Диагностика. Индивидуально – подгрупповые занятия. Диагностика результатов реализации программы На протяжении всего периода обучения в целях мониторинга сформированности речевых и языковых умений у детей 5-7 лет, для организации деятельности с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал 12 каждого ребенка, проводится логопедическая диагностика развития речи воспитанников. Диагностика ведется по следующим показателям: уровень сформированности фонетико-фонематических процессов; объем пассивного и активного словаря; уровень сформированности грамматической стороны речи; уровень сформированности связной диалогической и монологической речи; познавательная активность. Виды педагогического контроля и сроки проведения: Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования подгруппы (в сентябре). Данный контроль нацелен на изучение: интересов ребенка, его знаний и умений. Текущий контроль: проводится в течение учебного года, по окончании изучения темы. Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабреянваре) и II полугодия (май - июнь) учебного года. Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания учащимися, метапредметных результатов, личностного развития. Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной общеразвивающей программе, как правило. Данный контроль нацелен на проверку освоения программы, учет изменений качеств личности каждого обучающегося. Способы и формы выявления результатов: собеседование, наблюдение, самостоятельная работа, итоговые занятия. Способы и формы фиксации результатов: перечень вопросов к собеседованию, речевые таблицы. 13 IV. ЛИТЕРАТУРА 1. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал.- Гном, 2018г. 2. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал.- Гном, 2018г. 3. Нищева Н. В Тетради для старшей логопедической группы детского сада № 1 и № 2.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020г. 4. Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников.СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г. 5. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020г. 6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017г. 7. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018г. 8. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018г. 9. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.- Академический проект, 2017г. 14