Учебный план 2024-2025

Учебный план
реализации основной общеобразовательной программы
- образовательной программы дошкольного образования
в группах общеразвивающей направленности
образовательный период 2024 – 2025 год

Пояснительная записка
Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных
областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной
деятельности. Основная цель учебного плана МБДОУ детского сада № 387 регламентировать
непрерывную образовательную деятельность, определить её направленность, установить виды и
формы организации, их количество в неделю. МБДОУ детский сад реализует основную
общеобразовательную программу - образовательную программу дошкольного образования.
Учебный план соответствует Уставу МБДОУ и виду дошкольной организации. Образовательный
процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных
особенностей, социального заказа родителей.
В МБДОУ функционирует 6 групп общеразвивающей направленности.
Учебный план составлен в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями и дополнениями;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022г., регистрационный № 71847);
 Уставом МБДОУ.
Учебный план МБДОУ на образовательный период 2024 – 2025г. является локальным
нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебной
нагрузки, отводимой на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД), при
этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность
варьирования и интеграции с учетом интересов и возможностей детей.
Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский
сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 - часовое пребывание
воспитанников.
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений.
Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы - образовательной
программы дошкольного образования в группах для детей от 2 – 7 лет общеразвивающей
направленности составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение
основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, не более 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать

социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования в
обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, на
реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности:
игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, двигательная.
В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми
(как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач в части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие» отражено в расписании НОД. Занятия, как «условные часы»
используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной
части, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений. Так же в учебном
плане отражены основные виды деятельности наиболее характерные для каждого возраста
воспитанников.
Количество и продолжительность НОД устанавливаются в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21,
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп:
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
- для детей от 1,5 до 2 лет – общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей
направленности 10, по 2 занятия в день. Занятия проводятся в первую и во вторую половину дня
(после дневного сна). Длительность занятий – 10 минут.
- для детей от 2 до 3 лет – общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей
направленности 10, по 2 занятия в день. Занятия проводятся в первую и во вторую половину дня
(после дневного сна). Длительность занятий – 10 минут.
- для детей от 3 до 4 лет – общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей
направленности 10, по 2 занятия в день. Занятия проводятся в первую половину дня. Длительность
занятий – 15 минут.
- для детей от 4 до 5 лет – общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей
направленности 10, по 2 занятия в день. Занятия проводятся в первую половину дня. Длительность
занятий – до 20 минут.
- для детей от 5 до 6 лет – общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей
направленности 15 по 3 занятия в день. В среду возможно проведение 4 занятий, одно из которых
связно с двигательной активностью (физкультура на прогулке). Большинство занятий проводятся в
первую половину дня, после дневного сна могут организовываться занятия по художественноэстетической направленности, связанные с продуктивными видами деятельности. Длительность
занятий – до 25 минут.
- для детей от 6 до 7 лет – общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей
направленности 16, по 3 занятия в день. В среду возможно проведение 4 занятий, одно из которых
связно с двигательной активностью (физкультура на прогулке). Большинство занятий проводятся в
первую половину дня, после дневного сна могут организовываться занятия по художественноэстетической направленности, связанные с продуктивными видами деятельности. Длительность
занятий – до 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в группах раннего возраста не превышает 20 минут;
- в младшей группе не превышает 30 минут;
- в средней группе не превышает 40 минут;
- в подготовительной группе не превышает 1,5 часа.
В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся
физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности –
не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В образовательном процессе

используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня
различные виды детской деятельности.
В МБДОУ применяется комплексно-тематический подход к организации образовательного
процесса. Он подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских
деятельностей вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать организующие моменты,
тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники,
традиции. Реализация комплексно-тематического принципа тесно взаимосвязана с интеграцией
образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей.
Образовательный процесс в МБДОУ организован в форме тематических недель и тематических
образовательных проектов (старшая и подготовительная группы), в которых комплекс различных
детских деятельностей объединен вокруг единой темы. Именно через различные виды детской
деятельности педагоги реализуют содержание всех пяти образовательных областей.
В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность по
четырем блокам:
I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в
процессе специально организованных занятий.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся занятия по
направлениям:
«Ребенок и мир природы» (природное окружение) (в интеграции с образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественноэстетическое развитие»),
«Ребенок и социальный мир» (ознакомление с окружающим миром) (в интеграции с
образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а
также «Художественно-эстетическое развитие»),
«Формирование
элементарных
математических
представлений»
(в
интеграции
с
образовательными областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»),
«Конструирование: техническое конструирование из строительного материала, деталей
конструкторов, крупногабаритных модулей» (в интеграции с образовательными областями «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).
Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми
образовательными областями) в нашем тематическом планировании предлагаются занятия по
направлениям: «Развитие речи»; «Воспитание любви и интереса к художественному слову»
(восприятие художественной литературы и фольклора).
Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в интеграции
со всеми образовательными областями) предлагаются занятия по направлениям: «Музыка»,
«Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Конструирование (творческое конструирование из
природного и бросового материалов, из бумаги)».
Для реализации образовательной области «Физическое развитие» в МБДОУ проводятся занятия
по физкультуре, физкультурные праздники, досуги, соревнования, в занятия по реализации иных
образовательных областей включаются динамические паузы.
II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне
занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных форм
совместной деятельности взрослых и детей мы используем игру (сюжетную, дидактическую, с
правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную деятельность, мастерскую,
коллекционирование, чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной
литературы, экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы, наблюдения,
экскурсии, работу в книжном уголке.
III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня.
IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации
содержания образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации с
семьей.

Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении образовательной
области «Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными областями «Социальнокоммуникативное развитие» и «Речевое развитие»), на занятии «Ребенок и окружающий мир».
С темой недели связана специально организованная детская деятельность – коммуникативная,
игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, поисково-экспериментальная, конструктивная,
восприятие художественной литературы, двигательная активность, – через которую реализуются все
образовательные области. Эти виды детской деятельности осуществляются как в форме специально
организованных занятий – по развитию речи, развитию элементарных математических
представлений, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, музыке и физкультуре (I блок), –
так и в различных формах совместной деятельности педагогов и детей вне занятий: игре (сюжетной,
дидактической, с правилами), педагогической ситуации, мастерской, коллекционировании, чтении
художественной литературы, экспериментировании и исследовании, наблюдениях, экскурсиях,
беседах, викторинах и конкурсах (II блок).
Для специально организованных занятий мы предлагаем три группы целей: обучающие,
воспитательные и развивающие. К каждой группе целей мы формируем сначала общие цели в
соответствии со Стандартом дошкольного образования), а затем дополняем их целями
дидактическими, связанными со спецификой и содержанием данного занятия.
Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень мероприятий,
которые должен провести воспитатель по организации развивающей среды для самостоятельной
деятельности детей (центры активности, организация всего помещения группы, размещение
атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также краткие рекомендации
воспитателю по организации детской игры.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы (IV блок)
осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов по организации
домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, мы реализуем одно из
важных положений Стандарта дошкольного образования: «Программа может реализовываться в
течение всего времени пребывания детей в Организации»1. Именно учет указанных четырех
направлений позволяет осуществлять непрерывный образовательный процесс, охватывая все виды
активности ребенка и делая его активным участником образовательного процесса.
В Учебном плане мы представляем названия тематических недель для всех возрастных групп
детского сада и тематических образовательных проектов для групп старшего дошкольного возраста
(старшая и подготовительная к школе группы).

1

Пункт 2.5 ФГОС дошкольного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти