паспорт РППС

Содержание

1.

Пояснительная записка………………………………………………………………….…..3

2.

Нормативно-правовая и методическая база…………………………………………….….3

3.

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной

среды, обеспечивающей реализацию ООП ДО……………………………………………….4
4.

Развивающая предметно-пространственная среда………………………………………..5

2

1.

Пояснительная записка.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и
совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства ДОО, материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

реализацию различных образовательных программ;

учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется
образовательная деятельность; возрастные особенности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО представлена специально
организованным пространством и оборудована по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие: развитие игровой деятельности детей с целью
освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с
ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также
приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми.
Речевое развитие: развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением
значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с
ситуацией, непосредственно в которой происходит общение.
Познавательное развитие предполагает: знакомство с миром природы и формирование
экологического сознания. Направление обеспечивает формирование представления о том, что
человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков
культуры поведения в природе.
Художественно-эстетическое развитие: формирование и развитие эстетического
восприятия мира природы. Направление подразумевает формирование эстетического
отношения дошкольников к окружающему миру природы.
Физическое развитие: приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности.
Направление подразумевает развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость,
выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой
моторики.
Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в рамках
многомерного пространства зависит от конкретных задач, поставленных в ходе реализации
образовательной программы ДОО. В свете современных тенденций развития вариативных форм
дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для
обеспечения реализации образовательной деятельности.

2.

Нормативно-правовая и методическая база.

При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать
следующие нормативные требования:
• Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №
1155 от 17 октября 2013 года; Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства
образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года.
3

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства
образования РФ от 17 июня 2003 года.
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»».
• Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/1912 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с
«Порядком проведения психологопедагогической экспертизы детских игр и игрушек»,
«Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек»,
«Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О
психолого-педагогической ценности игр и игрушек»»)
• Основной общеобразовательной программой – образовательной программой
дошкольного образования МБДОУ детский сад № 387.

3.

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной
среды, обеспечивающей реализацию ООП ДО.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного
обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и
обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой
Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком
и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;

возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
4

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.


4.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную
специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и
мальчиков. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать
общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности
ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе
дошкольного
детства
(игровая,
продуктивная,
познавательно-исследовательская,
коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для
организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации
двигательной активности ребенка. Материалы и оборудование должны иметь сертификат
качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими
качествами:
1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с
замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует
развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна
быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием
взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные
постройки, совместные игры и др.;
3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка
конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы
программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные
игры и игрушки;
4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются
средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и
знакомят его с народным художественным творчеством.
Условия создания РППС.
1. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать
условия образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и
подсобных помещений.
2. Подбор материалов и оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации
образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми
является игра.
5

3. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены
двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также
включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска
для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения
работ по лепке и др.) являются обязательными.
Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности
включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной
(конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов,
бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
4. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают
материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический
материал и нормативно-знаковый материал. Оборудование поможет создать мотивационноразвивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (н-р: телескоп,
детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.).
4.1. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны
включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши –
формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные
объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться
различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и
т.п.).
4.2. Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными
наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.
4.3. Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и
цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мультиразделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.
4.4. Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие
типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и
ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
5. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
 провоцируют ребенка на агрессивные действия;
 вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и
животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
 вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых
выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
 провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
 вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию
детского возраста.
При проектировании РППС необходимо учитывать следующие факторы:
 психологические факторы,
определяющие соответствие параметров РППС
возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;
 психофизиологические
факторы,
обусловливающие
соответствие
объектов
зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.
 зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы
эмоционально-эстетического
воздействия,
психофизиологического
комфорта
и
информационного источника;
 слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;
 тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов не
должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
 физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов силовым,
скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;
 антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных
характеристик параметрам развивающей предметно-пространственной среды.
6

Развивающая предметно-пространственная среда помещений и групповых комнат
Вид помещения

Основное предназначение

Оснащение

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ
Музыкально - спортивный зал

•
•
•
•
•
•

Медицинский кабинет

• Осмотр детей, консультации медсестры,
врачей;
• Консультативно-просветительская
работа с родителями (законными
представителями) и сотрудниками
МБДОУ
• Информационно-просветительская
работа с сотрудниками МБДОУ и
родителями.

Коридоры МБДОУ

Участки

Физкультурная площадка

НОД;
Утренняя гимнастика;
Досуговые мероприятия;
Праздники и развлечения;
Театрализованные представления;
Родительские собрания и различные
мероприятия для родителей.

• Прогулки, наблюдения;
• Игровая деятельность;
• Самостоятельная
двигательная
деятельность;
• Трудовая деятельность.
• Организованная
образовательная
деятельность по физической культуре,
спортивные
игры,
досуговые
мероприятия, праздники.

•
Музыкальный
центр,
телевизор,
переносная
мультимедийная установка, интерактивная доска.
•
Фортепиано.
•
Детские музыкальные инструменты.
•
Различные виды театра, ширмы, костюмы (взрослые и
детские), шапочки.
•
Спортивное оборудование для прыжков, метания,
лазания, равновесия.
•
Мягкие модули.
•
Нетрадиционное физкультурное оборудование.
•
Процедурный кабинет.
•
Медицинский кабинет.

•
•
•

Стенды для родителей.
Стенды для сотрудников.
Паспорт дорожной безопасности.

•
Прогулочные площадки для детей всех возрастных
групп.
•
Игровое и спортивное функциональное оборудование.
•
Физкультурная площадка.
•
•

Спортивное оборудование
Оборудование для спортивных игр

7

Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях

Познавательное развитие

Физическое развитие

Образовательные
области

Название центра

Центр
физического развития

Основное предназначение

Оснащение

•
Расширение
индивидуального
двигательного опыта в самостоятельной
деятельности.
•
Расширение
представлений
здоровом образе жизни.

о

Центр здоровья

Экологический центр

•
Расширение
познавательного
опыта, его использование в трудовой
деятельности

Центр конструктивной
деятельности

•
Проживание,
преобразование
познавательного опыта в продуктивной
деятельности. Развитие ручной умелости,
творчества. Выработка позиции творца

•
Оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков.
•
Для катания, бросания, ловли.
•
Для ползания и лазания.
•
Атрибуты к подвижным и спортивным играм.
•
Нетрадиционное физкультурное оборудование.
•
Иллюстративный материал, дидактические игры,
альбомы о здоровом образе жизни, охране безопасности и
жизнедеятельности.
•
Сведения об органах и системах человека
(иллюстрации).
•
Сведения о лекарственных растениях (иллюстрации).
•
Книги,
альбомы
по
валеологии,
гигиене,
дидактические игры.
•
Макеты. Тематические альбомы.
•
Материал для проведения элементарных опытов.
•
Инвентарь для трудовой деятельности.
•
Природный и бросовый материал.
•
Материал по астрономии (ст, подг).
•
Календарь наблюдений за состоянием погоды.
•
Литература природоведческого содержания (по
изучаемой или изученной теме).
•
Игрушки, картинки: птицы, звери (нашей полосы,
жарких стран, северных широт).
•
Настольно
–
печатные,
дидактические
игры
природоведческого содержания.
•
Альбомы для рассматривания по сезонам.
•
Напольный и настольный строительный материал.
•
Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с
крупными деталями).
•
Схемы и модели для всех видов конструкторов –
старший возраст.
•
Игрушки для обыгрывания.
8

Познавательное развитие

Центр
математического
развития

• Формирование
элементарных
математических представлений

Центр
экспериментирования

•
Развитие
познавательных
интересов,
расширение
опыта
ориентировки в окружающем, развитие
воображения и творческой активности.

Центр
патриотического
воспитания.

•
Формирование
первичных
представлений о малой Родине (расширение
краеведческих представлений детей).
•
Формирование
патриотических
чувств.

•
Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома,
корабли, самолёт и др.).
•
Конструктор «ЛЕГО» (средний и малый).
•
Счетный материал; обучающие наборы игр.
•
Комплекты
цифр,
математических
знаков,
геометрических фигур для магнитной доски; схемы и планы;
геометрические мозаики и головоломки.
•
Лабиринты, ребусы; дидактическое лото и домино;
«волшебные часы» (части суток, дни недели, месяцы, времена
года).
•
Наборы объемных геометрических фигур.
•
Трафареты и обводки; мозаики, пазлы из 48-120 деталей;
ребусы, кроссворды.
•
Доска для работы мелом; книги математического
содержания.
•
Приборы – помощники: лупа, песочные часы, компасы;
прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и
разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши,
ведерки, воронки; природные материалы: камешки, глина,
птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки
коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и
овощей.
•
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха,
лоскутки ткани, пробки, проволока, формочки – вкладыши от
наборов шоколадных конфет, деревянные катушки;
•
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели,
вата, воронки и т.д.; прочие материалы: зеркала, зубочистки
деревянные, прозрачные стекла и т.д.; игровое оборудование:
игры на магнитной основе.
•
Герб, флаг России, портрет президента.
•
Герб, флаг Свердловской области.
•
Глобус и географическая карта Урала, мира.
•
Альбомы, открытки о родном городе, о планете Земля.

9

Центр
речевого •
Развитие всех компонентов устной
развития и мелкой речи.
моторики

Речевое развитие

Центр Книжкин дом

•
Сюжетные и предметные картинки, дидактические игры,
«Где живет звук?», рабочие тетради.
•
Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.
•
Игры по развитию мелкой моторики: игры-застежки;
шнуровки; мозаики.
•
Дидактические и настольно-печатные игры.
•
Познавательный материал.
•
Формирование
умения •
Детская художественная литература в соответствии с
самостоятельно
работать
с
книгой, возрастом детей.
«добывать» нужную информацию.
• Иллюстрации по темам образовательной деятельности по
ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с
художественной литературой.
• Материалы о художниках – иллюстраторах.
• Портрет поэтов, писателей (старший возраст).
•
Тематические выставки.
•
Книги познавательного характера, тематические
альбомы, набор чистоговорок, скороговорок, потешек по
данной теме.
•
2-3 сказки или сказочных произведения; книги,
знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки,
потешки, игры; книги о жизни природы, о животных,
растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края.
•
Произведения, с которыми в данное время детей
знакомят на занятиях.
•
Книги, которые дети приносят из дома.
•
«Толстые» книги, которые воспитатель читает детям в
группе в течение длительного периода времени; справочная и
познавательная литература; энциклопедии.

10

Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое
развитие

Центр сюжетноролевых игр

•
Реализация ребенком полученных и
имеющихся знаний об окружающем мире
в игре. Накопление жизненного опыта

Центр Безопасность

•
Формирование
первичных
представлений о безопасном поведении
в быту, социуме, природе.

Центр искусств

•
Развитие творческих способностей
ребенка, стремление проявить себя в играхдраматизациях

Центр Творческая
мастерская

•
Проживание,
преобразование
познавательного опыта в продуктивной
деятельности. Развитие ручной умелости,
творчества. Выработка позиции творца.

Раздевалка. Центр «Для Вас родители»

•
Информация для родителей: темы
консультаций, бесед, мероприятия детского
сада.

•
Наборы игрушек и предметов помогающие отобразить
доступные операции труда, игровые атрибуты.
•
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр «Семья»,
«Маленький доктор», «Салон - красоты», «Магазин», «Школа»,
«Зоопарк».
•
Наборы животных разного размера; машины большие и
средние, куклы разного размера.
•
Для мальчиков: «Станция технического обслуживания»,
«Бензоколонка», крупный и средний строительный материал,
конструкторы.
•
Для девочек: куклы размера Барби и среднего размера с
наборами посуды, одежды, мебели к ним.
• Иллюстративный материал по ПДД, пожарной безопасности.
• Дидактические игры; машинки (специальная техника).
• Детская литература; сюжетно – ролевая игра «Наша улица».
• Дорожные знаки.
•
Музыкальные
инструменты:
барабан;
бубен;
металлофон;
погремушки;
маракасы,
музыкальнодидактические игры на развитие слухового восприятия,
набор записей музыки.
• Разные виды театров; маски; ширма, элементы костюмов.
•
Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
•
Цветные карандаши, краски, кисти, тряпочки,
пластилин (стеки, доски для лепки).
•
Цветная бумага, картон, ножницы, клей, клеенка,
тряпочка, салфетки для аппликации.
•
Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
•
Альбомы – раскраски.
•
Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с
иллюстрациями, предметные картинки.
•
Предметы народно – прикладного искусства.
•
Стенд с информационным материалом.
•
Выставка творческих работ детей.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».